Одной из ключевых тем, которую обсудили спикеры ADD Public Talk 14 декабря при поддержке Samsung, стало текущее состояние российского рынка креативных индустрий. О разнице потенциалов отечественного и зарубежного предметного дизайна рассказывают члены жюри Премии: Родерик Вос, Михаил Беляев, Дима Логинов и Сергей Дужников.
Родерик Вос, дизайнер (Голландия):
– Новое поколение дизайнеров принимает опыт предшественников или вырабатывает свой собственный стиль. Молодым специалистам очень важно знать свое культурное наследие. Иногда, когда я смотрю на их работы, я думаю, что я тоже могу у них чему-то научиться. Строители и производители должны обратить внимание на молодых российских дизайнеров, их креативные способности и дать им возможность для развития. Мне всегда нравится, когда работы в архитектуре и дизайне выражают местную айдентику – хочется увидеть в работах русских дизайнеров тоже свою идентификацию. Это касается и архитектуры, и промдизайна, и других творческих сфер. Я очень позитивно отношусь к будущему российского дизайна. Проблем нет – нужно просто много работать.
Михаил Беляев, дизайнер (Россия):
– В России никогда не было проблем с эксклюзивными изделиями – яйца Фаберже делали прекрасно, а с крупносерийными образцами есть трудности. Когда формировались соответствующие бренды на западе, у нас был другой строй – не было конкуренции, рынка сбыта, а был один продукт, который продавали во всех магазинах. В то время на Западе компании придавали продуктам какую-то дополнительную ценность за счет брендинга, формирования легенды или мифа. В 1991 году оказалось, что у нас никаких брендов нет, а это необходимый элемент для реализации продукции.
Дима Логинов, дизайнер (Россия):
– В России начали появляться производства, за которые не стыдно. Их мало – хватит пальцев одной руки, но они есть. Все начало меняться по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Предметному дизайнеру никакая поддержка вообще не нужна, если это талантливый человек, если у него есть что-то внутри, что может «вырваться» из него. Единственное, что ему нужно – это заказ. Дайте ему работу! Я индивидуалист и нахожусь в стороне от различных организаций, ассоциаций, поддерживающих дизайнеров. Тут работают законы рынка: есть заказ – есть дизайн.
Сергей Дужников, дизайнер, председатель правления Санкт-Петербургского союза дизайнеров (Россия):
– Мы обозначаем себя как предметные дизайнеры – как «элементы эстетики», а не «элементы экономики». При этом мы совершенно забываем о таких областях, как станкостроение, космос, МЧС. Кто хочет туда идти? Это же не очень здорово, не очень красиво. Если ты сделаешь хороший станок, где ты его покажешь? На каком дефиле? А кто-то это делать должен. Тем не менее, отечественная школа всегда отличалась высоким уровнем именно промышленного дизайна. На мой взгляд, здесь есть некая системная ошибка, и нам вместе нужно ее исправлять.