Михаил Новинский, архитектор, руководитель студии MNdesign в X сезоне впервые выступил экспертом Международной премии
ADDAWARDS.RU. Мы пригласили Михаила к беседе, и у нас получился интересный разговор о профессии архитектор, условиях, в которых приходится работать и перспективах на будущее.
– Вы сооснователь и владелец дизайн-студии. Как удается сочетать три разноплановые функции: бизнесмен, управленец или арт-директор?
– Я основал студию неожиданно для себя. Пускаться в самостоятельное плавание я не собирался, но грянул мировой экономический кризис 2008 года. Тогда многие студии закрылись, на работу устроиться было почти невозможно. Я стал брать заказы, сначала небольшие, постепенно нарабатывал клиентуру. В 2009 году познакомился с командой телепрограммы «Квартирный вопрос», они предложили сделать для них проект, который получился очень удачным и вызвал позитивный резонанс. С того момента число заказов стало расти, я начал брать помощников на отдельные проекты, в какой-то момент в процесс включилась супруга, Анастасия Коннова, также дизайнер. На данный момент каждый из нас ведет отдельный бизнес.
А в 2012 году с другом на пару мы сняли офис, появились постоянные сотрудники. Постепенно погружался в то, как работает бизнес: выстраивал структуру, учился делегировать обязанности, управлять командой. Сегодня в компании трудятся от 8 до 10 человек, я осуществляю общее креативное ведение проектов и беру на себя общую стратегию. Считаю, что очень важно уметь мотивировать коллектив, в творческих коллективах это вдвойне сложно – к каждому надо найти свой подход.
– Как, на ваш взгляд, выглядит сегодня рынок интерьерного дизайна? Как он адаптируется к постоянно меняющимся условиям?
– Начнем с того, что российский рынок относительно молод. Он начал складываться лишь в 90-х годах прошлого века, поэтому до сих пор хаотичен и амбициозен. Сфера интерьерного дизайна формировалась форсировано, сокращая положенные этапы развития. Сегодня российскому рынку далековато до упорядоченного состояния, хотя отношения заказчик-архитектор уже более регламентированы. При этом дизайн как частных, так и общественных интерьеров в России крайне востребован. Число реальных и потенциальных потребителей очень большое. Люди хотят сделать что-то интересное со своим жильем, и даже в эконом-сегменте обращаются для этого к специалистам. Из общественных интерьеров развиваются, прежде всего, отели и гостиницы, повышенный спрос на которые стимулировал рост внутреннего туризма.
– Что происходит на отечественном рынке производства мебели?
– Возникшая в 2014 году потребность в импортозамещении стимулировала производство российской мебели, дерево- и металлообработку. С 2022 года этот тренд резко усилился. Мы, как и многие наши коллеги, в значительной части комплектуем объекты российскими изделиями. Есть хорошие производители в среднем и премиальном ценовом сегменте (диваны, столы, стулья, кухни и т.д.). Многие фабрики идут на кастомизацию, но это не избавляет от заметной проблемы – небольшого для рынка в целом ассортиментного ряда. Представлены и мастерские индивидуального дизайна, которые работают исключительно на заказ, но они занимаются в основном корпусной мебелью.
Что касается дизайна, то на российском рынке можно встретить и уникальный авторский дизайн, и копии импортных моделей, а также промежуточный вариант, когда производитель вдохновлен европейскими изделиями и создает свой продукт по его мотивам. На мой взгляд самый востребованный стиль сегодня современный – contemporary.
– Спрос на дизайн есть. Предложение есть. Промышленность поднимает голову. Что же мешает развитию интерьерного рынка?
– Из факторов, тормозящих развитие, я бы отметил отсутствие профессиональных стандартов и стандарта оказания дизайн-услуги. Российский заказчик часто не знает, что такое дизайн-проект, какой объем услуг в него входит, не понимает, как квалифицировать качество, из чего складывается цена качественной услуги. Поскольку характер труда творческий, в оценке сделанной работы преобладает критерий «нравится-не нравится». Для более успешной работы каждый дизайнер вынужден «изобретать велосипед», создавая договор, где прописаны «правила игры» между ним и заказчиком.
Из-за отсутствия профессиональных стандартов и государственного регулирования в России вообще сложилась немного странная ситуация: начать практику в дизайне интерьеров сегодня может практически любой. Это ведет к хаотичному ценообразованию и другим проблемам.
– В чём ваше конкурентное преимущество?
– Мы занимаемся современным стилем в широком понимании. В основе нашей работы две важные установки. Первая – это определенная философская концепция проектирования: мы рассматриваем интерьер как объемно-пространственную композицию, где все элементы подчиняются общей логике, они взаимосвязаны и взаимоподчинены. Вторая – наше творчество произрастает из коммуникации с заказчиком. Создание интерьера для нас – это в каком-то смысле материализация внутреннего мира заказчика (или социальной философии организации, если речь идет об общественных интерьерах) средствами архитектуры и дизайна. И не менее важное внутреннее требование – определенные подходы в создании проектной документации и обязательное высшее профильное образование у всех сотрудников.
Как известно, среда напрямую влияет на психику, настрой человека, и постепенно, но необратимо их меняет. В какую сторону – зависит от качества самой среды. Поэтому наша профессия очень важна!