Исчезнувшая деревня Текеево – малая родина башкирского национального героя Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина, одних из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., которая была уничтожена после подавления восстания. Располагалась в районе слияния рек Сары-Кундуз и Усть-Канда.
На территории в 2017 году была построена каменная юрта, в которой хранится кенотаф Салавата, рядом расположены две стелы. Одна стела посвящена памяти сожженных деревень, другая деревне Текеево. Также на территории есть уличный санузел и небольшая парковка на 5 машиномест. Непосредственно к месту проектирования ведет насыпная дорога через лес.
Территория граничит с Челябинской областью.
На участке проектирования отсутствуют инженерные коммуникации.
Принципы проектирования
Архитектурная концепция развития пространства музейно-мемориального комплекса в Текеево строится на нескольких основных принципах:
- раскрытие исторического и семантического слоев территории (история, фольклор, предания, описания и т.д.);
- формирование архитектурной композиции исторического парка, базирующейся на феноменологических аспектах проектирования;
- создание интерактивного, иммерсивного пространства, где посетитель становится не только зрителем, но и участником исторических событий;
- эко-устойчивый подход в проектировании.
1. Семантические смыслы раскрываются через визуальные образы и закодированный сценарий пространства. Предполагается, что посетитель комплекса должен проделать путь, от начальной точки маршрута до, финальной, и обратно. В этом пути он получает экзистенциальный опыт, основанный на жизнеописании Салавата Юлаева. В историческом парке сделан акцент на «духовное оздоровление, причащение к памяти предков, нравственное, высоко познавательное обновление посетителей”. В основе этого сценария лежит повесть Мустая Карима «Семь сновидений сквозь явь», сны сквозь явь воспроизводят недавнее прошлое в форме воспоминаний главного героя – Салавата Юлаева. Эти образы раскрываются в пространстве исторического парка как тематические локации. Каждая из этих локаций повествует о моментах жизни знаменитого башкирского героя. На сложившийся сценарий, как на ниточку нанизываются и другие легенды и сказания о главном герое башкирского народа.
Через визуальные и пространственные образы транслируются легенды о Салавате: «Легенда о луке Шагали-Шакмана», «Почему радугу называют «Салават Купере», «Откуда в горах Урала так много хрусталя», «Легенда о том, как Салават убил медведя», «Легенда о происхождении рода Шайтан-Кудей» и т.д.
2. Важное место в концепции занимает не только визуальная кодировка, но и усиление эффекта психоэмоционального воздействия пространства, чувственный опыт, который должен получить посетитель, попадая в комплекс. Поэтому были применены, так называемые, феноменологические аспекты проектирования. Феноменологические аспекты архитектуры являются основанием для непосредственного контакта человека и мира, преодоление отчуждения сознания от бытия. Через них можно вывести архитектуру на уровень чувств, приблизить к человеку: «материальность архитектуры имеет потенциал серьезно влиять на переживание пространства». Это помогает задействовать не только зрительное восприятие, но и слух, обоняние, осязание, проприоцепцию, т.е. получить телесный опыт. Раскрыть “посвятительное, благословительное, воспитательное, иниционное, психоментальные значения сакрального Места – Урын – священного Места рождения и социализации Героя нации.
Осязание – один из способов постижения среды. Важным аспектом в непосредственном восприятии объекта становится тактильный опыт. Для этого были подобраны натуральные и экологические материалы, с выраженной природной поверхностью. Их смена, нарочито грубые текстуры или идеально гладкие, холодный камень или хранящее тепло дерево – покрытия и их сочетания задают характер и настроение места. С помощью материалов можно создать различные по эмоциональному окрасу объекты, даже если они идентичны по форме.
3. Необходимо “обеспечить не столько созерцательное восприятие, сколько активное участие каждого человека в событиях истории, памяти и настоящей жизни. Таким образом рождается возможность воспроизводства потенциалов духовности и усиление культурного кода как национального, так и общечеловеческого.” В архитектурной концепции заложена возможность взаимодействия с инсталляциями и артобъектами в форме ритуалов.
Облечь повседневность в ритуал является мощным способом проникнуться происходящим. Символизм момента заставляет сконцентрироваться на «здесь и сейчас». Что превращает архитектуру из просто камня в платформу для событий, чувств и переживаний. Преследуя цель вызвать эмпатию посетителя исторического парка, можно не пренебрегать ритуализацией процессов и объектов, носивших лишь функциональный характер. Это создает ощущение вневременной ситуации.
Подробнее
Скрыть